Аннотация: Статья посвящена проблеме профилактики и коррекции звукопроизношения через взаимодействие различных видов искусств. О педагогических условиях детской школы искусств и ремесел и ее возможностях в реализации авторских идей и разработок на современном этапе.
Статья:
Дети с нарушениями речи различной этиологии и сложности являются особой категорией,
в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного
развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное
воздействие, является способом профилактики и коррекции нарушений речи. На важную
роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной
специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также
отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Грабов, В.П. Кащенко и др.
Психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических
функций Выготский Л.С. говорил: "Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того
чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в
образах фантазии"[3, 201].
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами речи
связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных
переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их
удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей,
активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной
деятельности и творчестве - это и есть реализация социально-педагогических функций
искусства [1,20].
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Первые, влияют на
произносительные процессы и проявляются в снижении внятности речи. Вторые,
затрагивают фонематическую сторону языка и проявляются не только в дефектах
произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за
собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные
нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в общеобразовательной
школе. Необходима диагностика речевых нарушений и определение уровня речевого
развития [5, 52].
Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе
личностно-ориентированного подхода предполагает формирование адаптированной
социально-образовательной среды. Особое место в этом вопросе занимает работа
логопеда-дефектолога в условиях детской школы искусств. Именно здесь есть, на мой
взгляд, реальная возможность привлечь опытных профессиональных педагогов
(художников, прикладников, музыкантов, хореографов, театралов) для тесного
сотрудничества в использовании арттерапевтических методик (музыкотерапию,
изотерапию, сказкотерапию, кинезитерапию и др.) и не только в работе по исправлению
речевых нарушений, но и общему развитию детей и раскрытию их творческих
способностей. Нельзя забывать и о психологической адаптации-социализации детей с
различными, в том числе и речевыми, нарушениями. Именно поэтому в детской школе
искусств и ремесел "Гармония" для детей дошкольного возраста есть возможность
заниматься комплексно, в зависимости от индивидуальных потребностей (логопед +
музыка, логопед + ИЗО, логопед + хореография, логопед + декоративно-прикладное
творчество).
Детям, которых родители приводят на занятия с логопедом на дошкольное отделение
ДШИ "Гармония", от 3-х до 6-ти лет. На сегодня их 20 человек, занятия проходят в
режиме двух раз в неделю и проводятся индивидуально. По мере необходимости
организуются занятия небольшими группами (3-5 детей) и по особым случаям – группа в
10 детей. В основном, это дети с ОНР, ФФНР, есть несколько деток с ЗПР, а также
девочка с резидуально-органическими нарушениями ЦНС (здесь у нас тандем медики,
психолог и логопед - за полгода неплохие результаты).
Наблюдения за детьми, желание повысить интерес детей к занятиям и добиться
наибольших результатов, кроме комплексных занятий, стала использовать собственные
разработки. К ним относится и книжка-игрушка "Потешки и считалочки для внучки моей
Златочки" и книжка-помогайка "Веселый оркестр" (словосочетания «книжка-игрушка» и
«книжка-помогайка» – это словотворчество, придумка воспитанников, которую я с
удовольствием использую).
Почему книжка-игрушка? Основываясь на общедидактические принципы, на которых
строится логопедическая ритмика, изложенная Волковой Г.А.: "Любое познание
начинается с чувственного восприятия" (принцип наглядности). "Активность детей
дошкольного возраста на занятиях стимулируется эмоциональностью педагога,
различными играми или игровыми приемами и упражнениями" (принцип
сознательности и активности). "Только при многократных систематических
повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы" (принцип
систематичности). "Учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми
нарушениями" (принцип доступности) [2,8], сочинила текст потешек и считалок,
предварительно выяснив наиболее интересные для детей темы. Ввела их в занятия и
убедилась - стихи работают, вызывая энтузиазм детей к их заучиванию.
Затем подобрала несколько видов картинок по тематике каждого стихотворения и сделала
два варианта небольших (карманных) книжек. И интерес детей заметно возрос, они с
удовольствием рассматривали и перелистывали небольшие по формату страницы,
умудряясь дорисовать рисунок по своему усмотрению. Раскраска стала очень хорошим
игровым дополнением, удовлетворяющим потребностям детей "приложить руку" к
красочному завершению рисунка. Окончательный вариант книжки сформировался, когда
поместила ее на кукле из плотного картона, тогда книжка стала настоящей игрушкой.
Занятия с книжкой-игрушкой на первом этапе предполагают заучивание считалок и, как
показала практика, процесс происходит эффективнее, если ребенок в это время рисует.
Далее, когда текст уже знаком и раскраска картинки завершена, логопед предлагает
ребенку "посчитаться", сначала помогая ему выдерживать определенный размер и ритм.
И третий этап – придумывание игры на тему той или иной потешки-считалочки. Причем
правила игры ненавязчиво корректируются педагогом. Необходимо отметить, что дети с
удовольствием становятся актерами, изображая в этих играх то Мишку, Тишку, Паука или
Кузнечика. А когда играют в Матрешек, то все с удовольствием танцуют.
Проведя сравнительный анализ работы до и после использования книжки игрушки на
занятиях, наблюдая их результативность, убедилась, что работа с потешками и
считалочками помогает:
автоматизировать и дифференцировать звуки, совершенствовать интонационную
сторону речи,
развивать артикуляционный аппарата ребенка, речевое дыхание, темп, дикцию, силу
и диапазон голоса,
стимулировать творчество, фантазию,
развивать память, внимание, логическое мышление,
приобретать графические навыки,
овладевать счетом до "10" за более короткий промежуток времени,
получать представление о составе чисел, соотносить их с соответствующим
множеством предметов.
Дети после таких занятий уходят позитивно настроенные и, по словам родителей, часто
играют дома, вовлекая в игру родных и друзей. Книжка - игрушка приемлема как для
индивидуальных, так и для групповых занятий.
Книжка-игрушка "Потешки и считалочки для внучки моей Златочки" была отмечена
дипломом 1 степени в категории "Наука", номинации "Литература" в конкурсе
"Педагогических инноваций" в рамках 7-го Всероссийского фестиваля "Кубок России -
Ассамблея Искусств".
В книжке-помогайке "Веселый оркестр" использован, как стимул, большой интерес
малышей к игре на детских музыкальных инструментах, а вместе с авторскими стихами и
инсценировкой, тем более что каждый музыкальный инструмент подбирается
конкретному ребенку, все это дает замечательные результаты.
В "Веселом оркестре" вначале используется раскраска, дети с удовольствием
раскрашивают музыкальные инструменты, параллельно заучивая текст и, заодно узнают
какие они (ударные - металлофон и колокольчики для симфонического оркестра, а
барабан, трещотки и ложки - народные) и сколько же их на самом деле (металлофон-1,
барабанов-2, трещеток-3, ложек-4, колокольчиков-5).
Когда тот или иной звук извлечен, текст знаком и все задачки решены (например -
сколько гостей пришло на день рождения? - сколько мальчиков и девочек?) долгожданные
музыкальные инструменты, наконец, вручаются детям и идет знакомство непосредственно
с инструментом и его звучанием. А на выученный текст легче подобрать определенный
ритм исполнения.
Следующий этап - свести все инструменты в единый "веселый оркестр", чтобы дать
возможность детям услышать и почувствовать, как звучит их оркестр. Занятия по книжке
- помогайке снимает зажимы, повышает активность, поднимает эмоциональный и
мышечный тонус, что, безусловно, является предпосылками для более эффективной
коррекции звукопроизношения, способствует развитию памяти, внимания, повышает
интерес к музыкальным занятиям. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные
черты каждого исполнителя.
Это прекрасное средство не только для исправления речевых нарушений, но и развития
мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми, умение
работать в коллективе - "веселым оркестром", это своеобразная музыкальная терапия,
ориентированная на развитие речи.
Продолжая работу в этом направлении, наблюдая положительные результаты, и особенно
занятий проводимых в комплексе с другими (хореография, вокал, изобразительное
искусство, декоративно-прикладное творчество и т.д.) можно определенно сделать вывод,
что социально-образовательная среда и педагогические условия детской школы искусств
и ремесел способствуют нормализации речевых нарушений у детей дошкольного
возраста. Одновременно решая задачи по воспитанию познавательной, волевой и
эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию
детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти,
выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-
ритмическое чувство. Работа логопеда-дефектолога в ДШИ направлена на преодоление
речевых нарушений в единстве всех видов искусств.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.