Современные российские мультфильмы — традиция или угроза?
Современные российские мультфильмы — традиция или угроза?
Статья

Аннотация: Все мы родом из детства и у каждого из нас в памяти хранится множество воспоминаний о том золотом времени

Опубликовано: 13.11.2020

Статья:

Все мы родом из детства и у каждого из нас в памяти хранится множество воспоминаний о том золотом времени. Не последнее место в этих воспоминаниях занимают приятные впечатления и любовь к советских добрым мультфильмам и волшебным поучающим сказкам, которые все мы смотрели… Пока не наступили 90-е с их лихими разудалыми западными мультфильмами, где всё было совсем не так…

Детские мультики всегда были сказкой про добрых детей и животных. В нём всё оживало: ручеёк умел смеяться, облака — скакать как лошадки, друг всегда протянет руку помощи, справедливость восторжествует. И весь мир смотрел с эк­рана добрыми глазами на ребенка. Никому не приходило в голову, что пер­вой игрушкой ребенка может стать киборг, барби-ведьма или трансформер.

Никто не заметил подмену. Просто зверушки стали «разнообразнее». По экрану бегают люди, роботы и вовсе непонятные выдуманные существа — свирепые, грустные, грозные, глупые и жадные.

Под веселую му­зыку, почти без слов они стали гоняться друг за другом, чтобы отомстить, спорить, шу­тить над своими друзьями, подставлять, красть, убивать беззащитных. Все они явно делали что-то нехорошее, но было так весело.

Оказывается, маленькие дети не способны отли­чить экран от действительности, а сказку — от жизни. Жестокость на эк­ране у насмотревшегося на подобное взрослого вызывает антипатию к герою, на жестокости час­то не акцентируется его внимание. Жестокость у детей вызывает непонимание и дополнительную дозу страха. Страшно, когда ребенок к ней при­выкает. Тогда пропадает не только способность сопереживать чужому страданию, но и интерес к жизни, в которой нет таких «спецэффектов».

Уже неоднократно говорилось о том, чем вредны американские мультифльмы и ЧТО в них пропагандируется, что кроется за безобидными на первый взгляд персонажами и какую агрессию, распущенность, эгоизм и пр. эти мультфильмы могут принести в неокрепший и восприимчивый мир ребенка.

НАШИ мультфильмы всегда были другими. Добрыми, волшебными, немножечко наивными, светлыми, где добро всегда добро, а зло не выглядит привлекательным, не вызывает желения ему подражать… В Новой России и мультфильмы новые. Чему учат малышей наши новые мультфильмы? Рассмотрим пару из них.

«Маша и Медведь» — забавная озорница или бесчувственная хулиганка?

«Маша и Медведь» российский мультипликационный сериал, ориентированный в первую очередь на детскую аудиторию от 3-х до 9-ти лет. Мультфильм сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно.

Исторически так сложилось, что в России женщина – это та, кто поддерживает мужчину. Кто помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли – любящая и бескорыстно-отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя семью.

Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие же образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?

Немного поговорим о том, что дети видят на экране: если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро и у ребенка, который много и часто смотрит мультфильм, может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается. Резкая смена картинки и действия вредна для детской психики.

В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но как только девочка появляется на экране – видим реакцию животных, все звери прячутся понадёжней, т.к. идёт разрушительная сила, которая опасна. С самого начала закладывается противодействие ребёнка и природы. Психологи знают, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя, как часть природы и находятся в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и всё, что в нем живёт – лишь средство для достижения свой цели. Именно так ведет себя героиня мультфильма Маша, противопоставляя себя природе, используя её как средство достижения цели.

Как развивается сюжет дальше: мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения, мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе. Придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, т.е. место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к медведю, который одновременно воплощает образ отца; и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. Т.е. отец не является авторитетом, его можно использовать как угодно. Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир – это интересное место, где ты – главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо и тебе за это ничего не будет». На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение – безопасное и желательное, но как взрослые люди мы знаем, что это не так.

Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен; даже не самый развитый ребенок испытывает больше эмоций, чем героиня. Фактически все её эмоции проявляются в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, её что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать – это всё. Она не сочувствует никому, и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает, ведёт себя как биоробот. Она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно. В одной из серий она создает очень сложную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. Таких примеров можно привести множество.

Особенно беспокоит, что авторы мультсериала, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала: принятия, сочувствия, нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини – это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно смотреть на тот образ героини, который создали авторы. И решить для себя, хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша.

А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям? Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании, когда они плачут, в трёхнедельном или трёхмесячном возрасте или ближе к году, считая, что ребёнок манипулирует ими своим криком. На самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме прижать его к себе, как боль и страх уходят. Но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать боль, как свою, а Маша из мультфильма этого практически не испытывает.

На фоне веселого и увлекательного действия на втором плане отчетливо проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Что же моделируют создатели фильма? Какие отношения они ставят в пример современному обывателю, т.е. рядовому зрителю данного мультфильма?

Показано типичное поведение избалованного ребёнка-эгоиста без ограничений и рамок, где его родители являются по жизни номером шестнадцать, только инструментом для добычи игрушек и развлечений. Девочка стоит на ушах, прыгает на постели в незнакомом доме, мешает спать взрослым, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений. Никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослым, никакого уважения и т.п.

Но самое главное – это не то, что нам показывают ребёнка, не умеющего себя вести, а то, что в мультфильме взрослый не делает никаких попыток пресечения подобного поведения. Он потакает ребёнку: даёт сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, ведётся на мнимые слёзы, в общем, не показывает ребёнку, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает, где плохо, а где хорошо; не воспитывает, а плывет по течению, идёт на поводу у ребёнка. Это самый главный вирус мультфильма! Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе ничего не будет, наоборот – получишь сладости, подарки, исполнение желаний. И всё это замаскировано искрометным юмором.

Смотреть фильм действительно забавно и это отлично помогает внедрению закладок в сознание. В чем отличие «Маши и Медведя» от советских мультфильмов? Советские мультфильмы Воспитывали, там в ответ на такое поведение всегда приходит наказание: ушел без спросу гулять в лес – испугался, заблудился; не накормил котёнка, позаботился только о себе – он нашел другого хозяина. Но, убрал за собой игрушки – сразу стал большим.

Вывод, «Маша и Медведь» это хороший, качественно-сделанный продукт, для либерально-ювенального воспитания подрастающего поколения, отточенное оружие для стрельбы по нашему будущему.

«Новые Бременские музыканты» — Стриптизерша вместо Атаманши

Все мы помним мультфильм 1969 года «Бременские музыканты» и то, сколько положительных эмоций он вызывал, наверняка почти каждый повзрослевший советский ребенок помнит наизусть песни из этого замечательного мультфильма.

Но, как оказалось, и этот мультфильм не обошла стороной «мода» переснимать на новый лад всеми любимую классику советского кино, а теперь и мультфильмов. Казалось бы, зачем это делать, если уже есть отличный и всеми любимый мультик? Всё просто, в «обновлённых» персонажей заложили совсем другой подтекст.

Новые Бременские музыканты 2000 года показываются нам и новую атаманшу. Вместо лукавой, хитрой бандитки-озорницы перед нами вульгарная бабища в наряде стритизёрши, беззастенчиво заигрывающая с королем и навязывающаяся ему в жёны.

И совсем не просто так, царь рядом с ней и размером меньше и говорит дрожащим голосом.

Новая атаманша вышагивает в ботфортах по стопкам золотых монет, у её ног суетливо и раболепно мельтешат три бандита из её банды. Помимо вульгарщины, пошлости и совсем недетского посыла, этот обновлённый персонаж преподносит нам и новую женскую модель поведения, укрепившуюся в последние годы. Женщина-бык, которая не то, что коня на скаку остановит, а держит всё в крепком кулаке: и мужчину поставит в подчинённое положение и деньги к рукам приберёт и на короля глаз положит, всё это с вызывающей самоуверенностью в том, что «я – королева, всё должно достаться мне». Не это ли повзрослевшая Маша из мультфильма, о котором мы говорили выше?

Что выросло, то выросло…

Всё на первый взгляд так безобидно: и озорная маленькая девчушка, чьи проделки вызывают смех и вычурная до гротескности атаманша, над которой тоже хочется посмеяться.

Но именно за этой кажущейся безобидностью и ждёт нас неприятный навязываемый подтекст с готовым поведенческим шаблоном.

Выросла бы новая Атаманша из Маши, если бы родители показывали ребенку другие мультфильмы? Про Снегурочку, которая кормит замерзающих птиц, про добрую Аленушку и Василису прекрасную, про русских богатырей, которые обязательно победят Змея-Горыныча? Вряд ли.

Именно сознательные (и, к сожалению, бессознательные тоже) взрослые формируют реальность ребенка тем, что вкладывают в каждодневное общение, воспитание, в том числе и через фильмы-мультфильмы. Нужно помнить, что дети путешествуют по сказке вместе с ее героем, полностью отождествляя себя с ним.

Так будем же и мы ответственными родителями, не пожалеем времени на выбор правильного мультфильма для наших деток!


  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.