Аннотация: Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Статья:
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Известны два основных вида речи - диалогическая и монологическая. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление.
Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной слова, формированием грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи - пересказом и рассказом (в элементарных формах).
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребёнка это умение является средством познания, проверки своих знаний, представлений, оценок.
Рассказ – самостоятельно составленное развёрнутое изложение факта или события. Ребёнок должен сам определить содержание, систематизировать материал и выбрав речевую форму повествования, изложить его в нужной последовательности, опираясь на план (свой или воспитателя).
Необходимо показать ребёнку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы он чувствовал радость и удовлетворение от своих рассказов, видел их пользу.
По форме рассказы могут быть описательными (например, описание утёнка) и сюжетными (передача событий в определённой последовательности с героем).
По разновидности описательные рассказы делятся на: сравнительные (например, описание двух предметов) и объяснительные (например, как играть в игру). Сюжетные рассказы делятся две категории- рассказы с фактической основой (рассказ по восприятию и рассказ по памяти) и рассказы с творческой основой (рассказ по воображению).
Рассказывание по картине
Для обучения детей рассказыванию используются предметные и сюжетные картины. На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми общего содержания картины (о чём она? про кого? как её можно назвать?) Необходимо воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, либо восстановить связь между объектами и персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа до её демонстрации или пояснения педагога во время предварительного рассматривания. Если картина использовалась в процессе словарной работы, или лёгкая по содержанию, вводная часть занятия может быть свёрнутой. Каждое занятие по обучению рассказыванию включает в себя разные упражнения: лексические (подбор синонимов, антонимов, сравнений), грамматические (изменение слов, составление словосочетаний и разных типов предложений), фонетические (изменение темпа речи и силы голоса, подбор рифм к заданным ритмическим фразам). Такие упражнения помогают детям выстраивать связные высказывания и обогащать рассказы языковыми средствами.
В младших группах осуществляется лишь подготовка к рассказыванию. На данном этапе главным является научить детей рассматривать картину, замечать в ней главное и постепенно переводить детей от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).
Материалом для таких занятий послужат картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Занятие начинается с вводной беседы, цель которой- выяснить знания детей об изображённом, создать эмоциональны настрой. Далее педагог рассказывает о нарисованном на картине. На этом этапе работы удачным будет использование художественного произведения - рассказ писателя о домашнем животном, стихотворение, потешка (например, Петушок, петушок золотой гребешок), либо спеть знакомую детям песню ( о кошечке, собачке, курочке).
Во второй младшей группе можно использовать приём «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке?». С помощью педагога дети рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, собачке. После занятия картина остаётся в группе на несколько дней, где педагог руководит процессом рассматривания и уточняет высказывания детей.
В средней группе речевая и мыслительная активность детей возрастает, что позволяет подводить детей к описанию демонстрационных картин и к составлению небольшого связного повествования. Детей среднего возраста учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, где немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог помогает детям понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу педагога. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию (например, педагог даёт образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой).
В старшей и подготовительной к школе группе в связи с тем, что активность детей возрастает и совершенствуется речь, появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по картине. Теперь к рассказам детей предъявляются боле высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств рассказа, где образец даётся для обобщённого подражания.
В старшем возрасте детям предлагается внимательнее всматриваться в изображения, в мимику и жесты героев. Может прозвучать вопрос: о чём хочется вам подробнее всего рассказать?
В подготовительной группе необходимо приучать детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины. Меняется роль педагога – он не принимает участия в составлении рассказа, а руководит деятельностью детей, участвующих в его оставлении.
Приёмы обучения рассказыванию
В обучении рассказыванию применяются те приёмы, цель которых – получить от ребёнка связное высказывание, монолог.
Образец рассказа – определяет примерное содержание будущего рассказа, его объём и последовательность изложения, облегчает подбор словаря и процесс обучения, т.к. ребёнку показан результат, которого он должен достичь.
План рассказ – это основные вопросы, определяющие содержание и последовательность изложения. Или его схема (моделирование рассказа).
Коллективное составление рассказа - последовательный разбор рассказа, в заключение которого педагог повторяет весь рассказ.
Составление рассказа по частям – описываются картины, где легко выделить объекты, не разрушив при этом общего замысла. Этот приём облегчает задачу рассказчиков, уменьшая объём заданий.
Придумывание окончание рассказа – по предложенному плану, а потом и без него, дети заканчивают рассказ, начатый воспитателем.
Рассказывание по серии сюжетных картин
В работе по серии сюжетных картин необходимо формировать и закреплять у ребёнка представление о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), умение придумывать его точное название, логически переходить от одной картинки к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Упражнения на основе сюжетных картинок концентрируют в себе решение всех речевых задач в единстве:
- вырабатывают у ребёнка умение связывать слова в простых и сложных предложениях и смысловые части высказывания;
- чётко соблюдать структуру рассказа;
- использовать синонимическую замену для характеристики персонажей, их действий и состояния.
Развитие умений детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.
По тому, как ребёнок строит свои высказывания на этом этапе работы, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Приёмы обучения
Важно научить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующее и последующее событие. В этом случае педагог ставит ряд вопросов, которые намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картин, тем самым обучает ребёнка придумывать начало или конец к изображенному. Таким образом, ребёнок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Коллективное составление рассказа – такой приём предполагает договориться между собой, что позволяет включиться всей группе детей, и закрепляет представление о композиции рассказа (дети распределяют функции рассказывания сами). На таких занятиях уместным будет воспитывать умение оценивать рассказы друг друга.
Варианты предъявления картин:
- Открыта только первая картина - остальные закрыты.
Каждый ребёнок встаёт перед своей картинкой. Начало известно, а продолжение и конец дети придумывают сами. Далее последовательно открывается каждая последующая картинка, где дети составляют каждый раз новый рассказ (сказку).
- Открыта первая и последняя картинки.
Дети видят, как начиналось действие и чем заканчивается, придумывают среднюю часть сюжета.
- Закрыты первые картинки, а последняя – открыта.
Дети видят, чем заканчивается сюжет, придумывают его начало. Затем открываются остальные картинки.
Такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.