Аннотация: Консультация родителей по вопросам использования игр как средство развития фонематического слуха
Статья:
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее
элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим
подразумевается способность к дифференциации и категориальной
идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа
для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого
звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то
что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень
приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат
постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова
как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной
ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется
постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова.
Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и
правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще
носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при
восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных
ритмов им, как правило, не доступно.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в
школе при обучении письму и чтению, ответственные за оптимальное
протекание процесса любого обучения.
Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха
педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и
успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки
предыдущего этапа - развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура
нервной системы. Неречевой слух- восприятие шума, воды, ветра, бытовых
шумов, звуков музыки - по своему происхождению гораздо древнее.
Формируясь, сложные психические процессы зависят от элементарных
функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для их развития.
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная
с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных,
птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно
сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего
звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации,
предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами,
анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу
следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо-
громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической
структуре музыкальные фрагменты.
Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и
нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные
упражнения.
Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и
внимания, сколько понадобится, и не забывать, что занятия должны стать
интересными для ребенка.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее
всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей.
«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для
ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку
потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу,
горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв
коробочку из своего набора, вы трясете ее. Ребенок, закрыв глаза,
внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и
ищет среди них звучащие аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока
не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет
одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет
заданную последовательность. Не забывать меняться ролями и обязательно
ошибайтесь.
«Чудо-звуки».
Прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя,
журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный
день, пение птиц, голоса животных. Обсудить, какие звуки похожи, чем
различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать
надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой
звуков, затем сходных по звучанию.
Эти же звуки слушать на прогулке: зимой — скрип снега под ногами,
звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья,
щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья,
шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо
звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса
людей, А еще не забывать про запахи - это тоже опоры для детей в познании
и обучении.
«Слушай, пробуй, как звучит».
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся
под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать,
бросать, переливать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать, что и как
звучало.
«Угадай, что звучало».
Проанализировать с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов,
телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды,
звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться
узнавать их звучание с открытыми и закрытыми словами, постепенно нужно
приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их
количество с одного до семи.
«Что как звучит»
Сделать с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым
предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат.
Прислушаться к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и
находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи,
проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять
волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание
звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому
предмету я стучала? Что звучит похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или
другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него
тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда
слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом
открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева?
Справа от тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо
известный - «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Выбери предмет».
Вы стучите, гремите, шелестите, играете на инструментах, а ребенок
отгадывает, что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.
«Создаем мелодию».
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах - чередуйте
«высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию
с помощью хлопков. Внимательно слушайте друг друга. Когда ребенок
сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику».
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет.
Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с
закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет
ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно,
поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами;
придумывает свои ритмические рисунки.
«Громко — тихо».
Попросить детей произнести гласный звук, слог или слово громко,
потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Вариант
игры: придумать или вспомнить каких-то сказочных героев, договориться,
кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте
ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон».
Предложить ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный
текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются
слоги (каждый слог - один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука
или нога меняется.
«Узнай свой голос».
Записать на магнитофон голоса детей и свой голос. Прослушать запись
вместе. Каждый ребенок пусть узнает свой голос, назовет голоса других
детей.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.