Аннотация: В данной статье рассказывается об истории создания матрёшки, о некоторых видах матрёшки, об особенностях росписи народной игрушки
Статья:
Народная игрушка- матрёшка будит мысль и фантазию ребёнка. Деревянная точёная фигурка девушки Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.
В 90-х годах 19 века в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились взрослым и детям, они и послужили прообразом нашей матрёшки.
Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Милютина. Матрёшка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем – нибудь отличались друг от друга, а последняя восьмая изображала завёрнутого в пелёнки младенца.
В 1900 году с закрытием мастерской «Детское воспитание» и открытием в Сергиевом посаде учебно-показательной мастерской началось массовое производство матрёшек. Пытались изменить форму матрёшки, но фигурки в виде древне –русского шлема и конусообразные не нашли спроса. Осталась и выпускается до нашего времени матрёшка традиционной формы.
Впервые русские матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрёшек за границу.
Постепенно ассортимент матрёшек расширялся. Мастера Сергиева посада обыгрывали на матрёшках целые сюжеты: девушки с серпами и снопами, герои русских народных сказок. Изготовляли матрёшек от 2-х до 24 –х местных, а в 1913 году для выставки в Петербурге токарь Н. Булычёв выточил 48- местную матрёшку.
В начале 20 века производство наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района, где издавна существовал токарный промысел. Здесь матрёшек изготавливают и сейчас. Семёновские мастера придали матрёшке несколько иную форму и сделали своеобразную роспись.
Семёновская матрёшка более стройная, вытянутая. Относительно тонкий верх, резко переходит в утолщённый низ. Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зелёный. На её переднике всегда букет ярких цветов. Не похожа она на загорскую и чертами лица. Высоко посаженными глазами, дугообразными бровями, ртом – бантиком, малиновым румянцем.
Мастерам Полхов- Майдана хотелось отличиться, ведь только тогда их продукция стала бы более заметна, а значит и более покупаема. В Полх-Майдане не зацикливались на одном образе, не привязывались к «догмам», не вырабатывали правил. Но всё же, их матрешка вскоре обрела свой, особый и узнаваемый образ. Она вытянутая, стройная. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в туловище. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми. Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками. Основные цвета матрёшки- это цвета анилиновых водных красителей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.
Тема матрёшки развивалась, у неё появились «родственники»- ваньки –встаньки, неваляшки.
Для изготовления матрёшек выбирают берёзу или липу. Дерево просушивается, разрезается на чурки, вытачивается, прошкуривается и лишь потом поступает на роспись. В Загорске матрёшки расписываются гуашью прямо по дереву и покрываются лаком. Семёновская же -3 раза покрывается картофельным клестером и только после этого расписывается анилиновыми красками с последующей лакировкой.
Суть русской матрёшки - семья, дружба да любовь.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.