Аннотация: Уважайте детскую фантазию
Статья:
Трехлетний Сэм сосредотачивается и заканчивает рисунок. «О, какая красивая картинка!» — восклицает его мама. Сэм уходит. «Мне надоело», — говорит он. Двухлетняя Клара рисует губкой. Отец направляет ее, пытаясь сделать так, чтобы вышло красиво. «Может, добавить еще немного красного? Это будет здорово. И синий ты еще не использовала. Давай вот здесь».
В этом возрасте дети любят экспериментировать с цветом. Они могут нарисовать композицию, которая кажется вам красивой, а через минуту превратить ее в серую мазню. Пускай. Для маленьких детей искусство не имеет отношения к красоте. С его помощью они исследуют мир и выражают себя. Более того, детей почти никогда не интересует результат. Искусство — это действие.
Это процесс, а не продукт. Для маленьких детей искусство — это действие.
Когда ребенок упорно трудится над рисунком, нам очень хочется сказать: «Какая чудесная картинка! Как красиво!» — и повесить рисунок на холодильник. Но, прежде чем произнести: «Как красиво!» — подумайте о том, что может значить искусство для ребенка. Не все детские произведения красивы. Некоторые представляют собой невразумительную коричневатую мазню. Иногда это каракули или кляксы. Возможно, ребенок пытается нарисовать нечто страшное, а вовсе не красивое. Даже такой вопрос, как: «Что это?» — может поставить в тупик юного художника. Этот вопрос предполагает, что рисунок должен что-то изображать. Главное не то, как выглядит творение вашего ребенка, а то, что оно значит для него.
В три года мой сын Майлз любил экспериментировать, смешивая краски для рисования. Но чем больше красок он смешивал, тем больше результат приобретал бурый оттенок. Иногда на бумаге появлялась дыра. На вопрос, что тут нарисовано, ответа у него не было. Но если вы спрашивали: «Как ты это сделал?» — он с удовольствием описывал подробности сложного процесса.
Многим маленьким детям безразлично, что будет с законченным рисунком. Его можно повесить на холодильник, только не стоит забывать, что вы делаете это для себя, а не для ребенка.
Помогите детям наслаждаться процессом и творчеством, а не хвалите результат. Вот чему они могут научиться:
* Искусство позволяет мне экспериментировать и выражать свои чувства. Это приятно.
* Я не обязан делать то же, что и остальные.
* Я могу рисковать и пробовать новое.
* Я верю в свои идеи и возможности.
* Я могу быстро соображать.
* Взрослым интересно, и они спрашивают о моих картинах. Я знаю, что отвечать, потому что сам это нарисовал.
Творчество не ограничивается искусством. Творческие люди отличаются быстротой мышления, стремлением к новому, не боятся задавать вопросы. В том, что касается «художественного творчества», детей нужно поощрять к исследованию и риску. Фредель Мейнард, авторка книги «Как научить ребенка творчеству» (Guiding Your Child to a More Creative Life), говорит, что самые маленькие дети начинают с веры в свои идеи, но затем ограничивают свое воображение из-за критики. Очень часто страх совершить ошибку, неодобрение и обидные слова могут убить интерес ребенка к риску, эксперимента и в конечном итоге к учебе. Дженет Стокер, одна из основательниц Школы для маленьких детей, убеждена, что огромное значение имеет реакция взрослых на усилия ребенка и что поделки могут вредить творчеству. Когда дети изготавливают поделки, они создают определенный объект. Стокер считает, что гораздо полезнее свободно экспериментировать с материалами. С ней согласна педагогиня Бев Бос: поделки могут быть увлекательным занятием, особенно в преддверии праздника, но их не следует путать с искусством.
Художественное творчество начинается тогда, когда ребенок самостоятельно использует средства выражения, а роль взрослого сводится к тому, чтобы предоставить материалы. Маленькие дети не видят разницы между искусством и наукой. Каждый новый цвет или материал — это повод для нового эксперимента. Детям необходимо прикасаться ко всему, сжимать в руках, а иногда и пробовать на вкус. Некоторые искусствовед_ки утверждают, что всем детям нужна возможность изучать материалы для изобразительного искусства, играть с ними, и только потом они начнут выражать свои идеи с помощью искусства. Например, в детских садах города Реджо-Эмилия дети в возрасте двух-трех лет играют с глиной и красками. Когда маленьким детям предоставляют достаточно времени для знакомства с красками и другими материалами, они используют эти средства для выражения своих идей.
Дети — не взрослые. Возможно, беспорядочная мазня вашего ребенка — это способ исследования цвета и фактуры. Предоставьте ребенку самостоятельность и не сосредотачивайтесь на результате. Не исключено, что он не важен. Маленьких детей часто увлекает сам процесс, и им все равно, что будет с их рисунком, когда они закончат. Искусство — это действие.
Поделки и творчество. Когда Мэдисон вернулась домой, мама спросила ее, создала ли она какое-нибудь произведение искусства, — в детском саду проводили «день искусств». «Ну, — ответила Мэдисон, — воспитательница сказала, что это искусство». «А что это было?» — спросила мать. «Не знаю, — сказала девочка. — Но не искусство». После обсуждения пятилетняя Мэдисон сформулировала следующее определение: «Искусство — это когда ты сам решаешь, что хочешь сделать, и делаешь это так, как ты хочешь».
Группа Мэдисон изготавливала поделки.
Поделки — это очень интересно, но относиться к ним нужно как к структурированной игре, наподобие «Карамельного замка». Дома можно время от времени играть в настольные игры и изготавливать поделки, но нужно видеть разницу. Поделки не искусство, и они должны составлять лишь небольшую долю опыта обращения с материалами для художественного творчества. Настоящее искусство, как и свободная игра, предполагает эксперимент и творчество. Творческий порыв идет изнутри, и к нему невозможно принудить.
Почему мы хотим, чтобы дети часто занимались поделками? Прежде всего многим взрослым нравятся поделки и совместные занятия с детьми. Ими хорошо заниматься в выходные. А поскольку поделки обычно выглядят лучше, чем большинство результатов детского творчества, велико искушение использовать их в качестве, например, сделанного собственными руками подарка на бабушкин день рождения. Кроме того, поделки — великолепный способ занять ребенка. Все это веские причины. И все же не стоит уделять слишком много времени поделкам. Обычно их целью является конечный продукт: радуга, дерево или снеговик. Для маленьких детей важнее сам процесс — рисовать, клеить, раскрашивать.
Если вам самим нравятся поделки и вы хотите повеселиться вместе с ребенком, обязательно оставьте место для новых идей. Постарайтесь не предлагать образец для подражания. И если ваш трехлетний ребенок начнет делать что-то по-своему, позвольте ему экспериментировать. Не настаивайте на первоначальном плане. Например, если вы хотите изготовить к празднику гирлянду из цветной бумаги, приготовьте бумагу и клей. Но если ваш малыш предпочитает склеивать полоски бумаги по-своему, не мешайте ему. Гирлянду потом можно сделать и самому.
Дома экспериментировать легче, чем в детском саду. При групповых занятиях социальное давление слишком велико. Воспитательница показывает образец, и дети должны строго следовать ему, чтобы получился точно такой же готовый продукт.
«Дети, сегодня мы будем делать клоуна. Все получат лист бумаги, два круглых глаза, квадратный нос и большой треугольник для шляпы…» В коридорах детских садов и развивающих центров можно увидеть результаты одинаковых проектов. Демонстрируется образец, и дети воспроизводят его.
Представьте, что вы пытаетесь скопировать картину Ренуара. И каков результат? Совсем не похоже. Копирование образца может отвратить ребенка от искусства. Когда пальчики четырехлетнего малыша пытаются повторить то, что сделал взрослый, все часто заканчивается пролитой краской. Линии получаются кривыми, нос у фигуры съезжает набок.
Поделки и образцы часто удовлетворяют потребности взрослых, а не детей. Взрослые навязывают идеи вместо того, чтобы поощрять фантазию ребенка.
Брендон не желал делать такого же клоуна, как все. Когда воспитатель раздал бумагу и клей, он спрятался под стул. Воспитатель заставил его вылезти и присоединиться к остальным. Четырехлетняя Хейди с радостью взялась за изготовление клоуна, но не желала копировать образец. Она добавила волосы под клоунский колпак, но сделала это тайком, чтобы не видел воспитатель.
Какой же опыт получили Брендон и Хейди?
Искусство бывает правильным и неправильным.
Образец, который предлагается — это идеал. У меня не получится такой же.
Нужно делать то же, что и все.
Мои идеи не имеют значения.
Эта мысль лучше всего выражена в песне Гарри Чейпина «Цветы красные» (Flowers Are Red). В ней рассказывается о маленьком мальчике с богатым воображением. В школе учительница говорит ему, что цветы красные, а листья зеленые. Все должны рисовать так, как показала учительница. Маленький мальчик протестует: «Есть так много цветов у радуги, так много цветов у солнца на заре, так много цветов в цветах, и я вижу их все!» Когда же другая учительница признает его право на творчество, уже слишком поздно. Малыш всегда рисует цветы красными, повторяя: «Цветы красные, а зеленые листья зеленые…». Образцы навязывают определенную идею и создают ожидание совершенства. А вот пример, как трехлетний ребенок стал делать все по-своему. Кейси начала раскрашивать матерчатые сумки вместе с другими детьми. Через какое-то время она отложила кисточку и окунула пальцы в краску. Сначала Кейси рисовала кончиками пальцев, потом ладонями; потом в ход пошли руки, до самого локтя. Краска смывалась водой, и девочка получила огромное удовольствие от своих экспериментов.
Разрешать страшные сюжеты. Мой папа в пятилетнем возрасте рисовал самолеты, которые сбрасывают бомбы. Это было в 1940-х гг., во время Второй мировой войны. Ему не давали покоя бомбы и самолеты. Но даже в мирное время многих детей волнуют и привлекают взрывы, автомобильные аварии и другие катастрофы. И дети их рисуют. У них на уме злодеи и бомбы.
Возможно, вас расстраивает насилие в рисунках ребенка. Однако очень важно обеспечить ему свободу выражения через изобразительное искусство. Точно так же мы позволяем ему выражать себя, выбирая темы для ролевых игр. Искусство — это еще один способ выражения идей и эмоций. Лучше, чтобы ребенок выразил свои мысли, а не держал их в себе. Если малыш что-то рисует, значит, ему нужно это понять. Его это волнует.
Творчество — это решение проблем, риск и экспериментирование. Пусть ребенок немного помучается. Если малыш говорит: «У меня не получается дом. Нарисуй мне», можно ответить так: «Я помогу, но ты должен сделать это сам». Помощь может заключаться в том, что вы будете стоять рядом и поддерживать его морально. «Если я нарисую дом, это будет мой дом. А как выглядит твой?»
Родители иногда торопятся разрешать проблемы и даже поправлять детей. Если ребенок все рисует в одном углу бумажного листа, в этом нет ничего страшного. Не нужно ничего подсказывать. Если ребенок изрисовал весь лист, можно отметить: «Вижу, у тебя закончилось свободное место». Или подскажите: «Если тебе нужна еще бумага, она на столе», а не подавайте чистый лист. Возможно, цель ребенка — накладывать все краски слоями, один на другой.
Прежде чем похвалить: «Какая замечательная птичка!» или «Красивые горы», выясните, что имел в виду ребенок. Возможно, это вовсе не птичка и не гора. На произведение ребенка нужно реагировать констатацией и вопросами: «Ты не хочешь рассказать мне о картине?» И приготовьтесь услышать отказ.
Когда вы не ограничиваете фантазию малыша и предлагаете ему рассказать о том, что для него важно, когда-нибудь он попытается с помощью искусства выразить свои сокровенные чувства и мысли. Не ограничивайте фантазию в искусстве. Предоставьте материалы и выделите место — пусть ребенок творит. Дети могут экспериментировать с фактурой или цветом, но не интересоваться конечным результатом. Они часто «расширяют» идею и направляют процесс в другую сторону.
Уважайте детскую фантазию. Вы можете предложить рисовать брызгами — набрызгивать краску вокруг какого-то объекта, например кленового листа. Если дочь собирает другие листья, палочки и кору, значит, девочку увлекла эта идея и она расширяет ее. Возможно, потом она начнет выдувать краску через соломинку или макать листья в краску. Как бы то ни было, вы всегда вправе ограничить фантазию юного художника, если она угрожает людям или собственности.
Полезные фразы:
* Хочешь что-нибудь рассказать о своей картине?
* Как ты это сделал?
* Ты использовал много красной краски.
* Ты долго трудился над этой картиной.
* Было трудно склеить эти коробочки. У тебя получилось.
* Я вижу, у тебя на листе больше нет свободного места.
* Если тебе нужна еще бумага, она на столе.
* Я тебе помогу, но не буду этого делать за тебя.
* Если я нарисую, это будет мой домик. А как выглядит твой?
* Что ты теперь будешь делать со своим рисунком?
Фразы, от которых лучше воздержаться:
* Какая красивая картина!
* Что это?
* Какая милая у тебя получилась собачка.
* Ладно, вот тебе домик.
* Тебе нужна еще бумага. Вот чистый лист.
* Нет, так не годится. Ты не должен рисовать такое.
* Отлично! Ты очень хорошо рисуешь!
Образцы, одинаковые работы и стандартные поделки — все это можно увидеть в детских садах и развивающих центрах. По возможности выбирайте программу, поощряющую творчество. Это легко понять, посетив детский сад. Просто пройдитесь по коридорам и посмотрите, сколько одинаковых картинок висит на стенах. Если в дошкольном учреждении предпочитают поделки, можно уравновесить этот подход, предоставив возможности для свободного творчества дома.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.