Игры со словами. Как разговорить малыша
Игры со словами. Как разговорить малыша
Статья

Аннотация: Консультация для родителей. Советы логопеда по запуску и развитию речи у детей с задержкой речевого развития.

Опубликовано: 05.08.2020
Пономарева Елена Юрьевна

Статья:

Речь — основа человеческого разума, венец творенья природы.

Формирование речи — одна из основных характеристик психического развития ребенка. В раннем возрасте закладываются и формируются сенсорные представления, память, мышление, речь, произвольное поведение.

Согласно исследованиям физиологов, именно в раннем возрасте интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Нервная система ребенка пластична и легко поддается тренировке. Для развития речи важным периодом являются первые три года его жизни. К этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Если ребенок к трем годам не заговорил или в его активном словаре присутствуют только лепетные слова и звукоподражания, он не может выполнить простую просьбу, показать предметы ближайшего окружения — родителям обязательно необходима консультация и обследование у невролога, отоларинголога, психиатра, логопеда, психолога для установления точного диагноза и причины задержки речевого развития.

Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами вашего ребенка.

Вызывание речевого подражания должно быть тесно связано с игрой, практической деятельностью, наглядной ситуацией в эмоционально значимой для ребенка обстановке.        

Провоцируйте речь ребенка, то есть создавайте такие условия, чтобы ребенок просил вас или отвечал вам, используя слова или звукоподражания.        

1. Подражания отдельным движениям и сопровождение их звукоподражаниями.

«Хлопаем в ладоши» (хлоп-хлоп).

«Топаем ножками» (топ-топ).

«Птички полетели» (пи-пи-пи).        

«Прыгаем, как зайчики» (прыг-прыг, скок-скок).

«Танцуем и поем» (делаем фонарики) (ля-ля-ля).

«Играем на дудочке» (ду-ду-ду).

«Часики идут» (тик-так).

«Паровозик едет» (чу-чу) и т. д.

2.        Давайте образец или варианты просьб: «Попроси, дай!» Если, например, ребенок молча тянет руки к игрушке, поставьте его перед выбором: «Ты хочешь мяч или кису?» Дождитесь ответа или произнесите его вместе с ребенком.

Если хочет пить: «Тебе сок или чай?» Попроси: «Дай сок!» Ребенок тянет вас за руку, требуя возгласами, чтобы вы шли с ним. Дайте образец просьбы: «Попроси маму, иди! И я с тобой пойду». «Как надо позвать маму?» и т.д.

3.        Купая ребенка, разговаривайте с ним: «Дай руку. Что мама тебе моет?» Дождитесь ответа. При затруднении подскажите: «Правильно, руку». «Закрой глаза. Что ты закрыл нос или глаза?» и т.д.

4.        Подражания действиям с предметами и игрушками. Возьмите игрушку мишку (зайку, куклу), озвучивайте действия, производимые с игрушкой, побуждайте ребенка повторять слова-действия.

«Мишка идет топ-топ. Позови мишку, иди!»... (иди).

«Мишка сейчас уйдет. Попроси мишку, стой!»... (стой).

«Мишка устал. Попроси его, сядь!»... (сядь).

«Мишка хочет спать. Уложи мишку, спи!»... (спи).

«Мишка, пора проснуться, встань!».

«Буди мишку, встань!»... (встань).

Дайте ложку малышу, говорите: « Корми мишку, ешь!»... (ешь) и т. д.

5.        Играя с машинкой, называйте слова-действия и просите ребенка повторять за вами: «Кати, вези, грузи».

6. Словесные игры с мячом.

Сядьте напротив ребенка. Играя с мячом, озвучивайте действия: «Кати, лови, брось». Придерживая мяч, провоцируйте ребенка повторять слова-действия.

7. Словесные игры с кубиками (стройте дорожку, башню, домик, ворота и др.) Повторяйте слова-действия: «Бери, неси, ставь».

Эмоционально выражайте радость, если у ребенка получилось какое-то слово, даже если оно произнесено недостаточно правильно, чтобы у малыша было желание повторять за вами неоднократно.        

Разговаривая с ребенком, избегайте сложных слов или слов, измененных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Подумайте, как ребенку легче повторить: «носик» или «нос», «лисичка» или «лиса»?

Для повторения необходимо давать слова, доступные произношению ребенка. В первую очередь это слова, похожие на лепетные (мама, ляля, дядя), состоящие из двух открытых слогов или состоящие из одного слога (дом, кот). Доступными для повторения ребенком являются и двухсложные слова, заканчивающиеся слогом «ка» (маска, каска). В этих словах меняется только первый слог, а второй одинаковый — «ка». Дети достаточно быстро осваивают эту слоговую структуру.

Сначала взрослый сам показывает и называет картинки, а затем просит ребенка показать нужное изображение. Если ребенок достаточно хорошо соотносит название предмета с его изображением, можно учить малыша называть картинку. Если ребенок не проявляет интереса к картинкам, возьмите игрушки. Пытайтесь вызвать нужное звукоподражание или слово несколько дней, а затем повторяйте выученные слова регулярно, чтобы навык не угас.

8. Игра «Это что? Это кто?»

Попросите ребенка найти дом, и тут же спросите: «Это что?» Или найти кита, и тут же спросите: «Это кто?» И т. д.

9. Игра «Правильно-неправильно».

Показывая, например, изображение козы спросите: «Это коза или киса?» Так поступайте и с другими картинками, предлагая их правильное и неправильное название. Побуждайте ребенка дать правильный словесный ответ.

10. Игра «Жмурки».

Попросите ребенка зажмурить глаза и вести пальчиком по картинкам в любом направлении. Скажите: «Стоп!» Ребенок открывает глаза и называет ту картинку, на которой остановился пальчик. Если он затрудняется, предложите варианты ответов.

11. Игра «Парные картинки».

Перед ребенком лежат несколько картинок. У взрослого набор парных к ним. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что это?» Ребенок называет ее и ищет у себя такую же.

Полезно петь малышу песенки, читать стишки, прибаутки, считалки, потешки, которые построены в форме диалога и легки для восприятия ребенка. Читая любимый стишок, не договаривайте последнее слово, побуждайте ребенка закончить рифму.

12. Игра «Назови, кто что делает».

Предложите ребенку назвать слова-действия по картинкам.

Ответить на вопросы: это кто? что делает?

В процессе развития активного словаря ребенок осваивает не только простые по структуре слова, состоящие из одного или из двух слогов. Многосложные слова тоже используются, но в силу несовершенства фонематического слуха и звукопроизношения произносятся ребенком неправильно, с пропуском слогов, звуков, окончаний. Ну а если ваш ребенок научился повторять за вами любую «абракадабру» в играх-«повторялках», то произнести слово из трех открытых слогов со зрительной опорой для него не составит труда.

Если же у малыша трудности, то учите произносить длинные слова, постепенно договаривая слоги.

13. Игра «Закончи слово».

Вариант 1. Взрослый показывает картинку и начинает слово, а ребенок договаривает последний слог. Например: соба-... (ка), лопа-... (та), сало-...(ги). Вариант 2Взрослый показывает картинку и произносит только первый слог, а ребенок заканчивает слово. Например: со-....(бака), ло-....(пата), са-....(поги). Вариант 3Взрослый показывает картинку, а ребенок сам называет слово.

14. Игра «Чудесный мешочек»

В яркий мешочек кладут различные небольшие игрушки и предметы (белка, щетка, мяч, лента, кубик, ложка, мишка и др.). Взрослый или ребенок достает из мешочка предмет, и малыш называет его. Например: «Вот белка. Тут ложка. Это мишка» и т.д.

  1.  Игра «Кто убежал?»

Перед ребенком 2-3 игрушки. Например: зайка, белка, мишка. Взрослый просит ребенка показать, где мишка, зайка, белка? Затем на глазах у ребенка прячет одну из игрушек и спрашивает: «Кто убежал?» (Убежал зайка.) И т.д.

  1.  Игра «Оденем куклу»

Взрослый показывает куклу, предлагает ребенку дать ей имя и помочь одеться. Просит найти рубашку, платье, колготки, шапку, туфли и др., назвать одежду, которую надели на куклу. Затем предлагает ребенку рассмотреть свою одежду и назвать ее.

17. Игра «Кто такой?»

Рассмотрите с ребенком игрушки или картинки с изображением животных. Назовите характерные части тела, опишите внешний вид. Например. Это кошка. У нее есть (показываем) ушки, усы, лапы, хвост, шерстка. Ушки короткие, усы длинные. Хвост длинный и пушистый. Шерстка мягкая.  

Вопросы к ребенку. У кошки ушки какие? (Короткие). Усы какие? (Длинные). Какой хвост? (Длинный, пушистый). Шерстка какая? (Мягкая).

Расскажи про кошку (при затруднении помогайте наводящими вопросами).

18. Игра «Отгадай, кто это?»

Перед ребенком картинки с изображением домашних животных: свинья, кошка, корова, лошадь, собака. Взрослый дает ребенку загадки с перечислением частей тела какого-нибудь животного. И задает вопросы. Например.  1. «У        нее есть голова, рога, ноги, хвост. Кто это? Правильно, корова. Как ты догадал(ась)ся?» (У коровы рога.)

2. «У        нее есть голова, пятачок, ноги, хвост. Кто это? (Свинья.) Как ты догадал(ась)ся?» (У свиньи есть пятачок.)

3. «У нее есть голова, грива, ноги, хвост. Кто это? (Лошадь.) Как ты догодал(ась)ся?» (У лошади есть грива.)

Обратите вниманиеактивный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью.  Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Помимо слов-названий предметов важно, чтобы в словаре ребенка были и слова-действия и слова-признаки предметов.

По мере того, как ребенок овладевает речью, он учится выражать словами все более сложные отношения между предметом и действием, качеством. Начинает сам задавать вопросы: «Это что?».

  1.  Игра «Узнай на ощупь»

Возьмите небольшой непрозрачный мешочек и положите в него разные по фактуре предметы (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, пушистые). Попросите ребенка опустить руку в мешочек и достать на ощупь определенный предмет.

Например: достань что-то гладкое. Что ты достал(а)? (мячик). Мячик какой? (Гладкий.)

  1.  Упражнение «Поручения»

Учите ребенка понимать предлог «перед», «около», «через», в процессе активной деятельности.

- Поставь свой стульчик перед табуретом, положи мяч перед коробкой, посади мишку перед собакой и т.д.

- Встань около стола, прокати машину около дивана, поставь сапоги около ботинок и т.д.

- Перешагни через лужу, перепрыгни через скакалку, брось мяч через сетку (забор) и т.д.

  1.  Игра «Поезд»

Учите ребенка группировать, обобщать предметы.

Возьмите разные предметные картинки и картинку с изображением паровозика. Дайте ребенку задание построить поезд.

Например: паровоз везет вагоны с предметами, которые быть сладкими (дыня, мед, малина, сок, чай), железными (замок, терка, ложка, гайка), круглыми (колесо, мяч, люк, шар, солнце) и т.д. Что погрузим в вагоны? (Ребенок выбирает картинки, выкладывает их друг за другом за паровозом.)        

Или: паровоз везет птиц (животных, одежду, игрушки, все, что можно есть, и т.д.)        .

  1.  Игра «Почтальон»

Вырежьте из картона 3 домика и 5 прямоугольников (окон). На один домик приклейте одно окно, на другой — два окна, на третий — три окна. Выберите из приложения картинки с изображением одного, двух и трех предметов. Предложите ребенку быть почтальоном и разнести посылки — картинки в нужный дом. Один предмет в дом с одним окном, два предмета в дом с двумя окнами, а три предмета в дом с тремя окнами. Помогайте при необходимости пересчитывать предметы.

Для того чтобы ребенок начал соединять слова в двухсловные предложения, необходимо, чтобы в его пассивном и активном словаре было достаточное количество глаголов.

  1.  Игра «Назови, кто что делает»

Предложите ребенку назвать слова-действия по картинкам.

Ответить на вопросы: это кто? что делает?

  1.  Игра «Угощение»

Ответить на вопросы с опорой на предметные картинки «кто что ест?».

Картинки: корова, трава, лошадь, овес, собака, кость, заяц, морковка, белка, орех, кошка, молоко, мышка, сыр, кабан, желудь.

Образец ответа: корова ест траву (корове дам траву), заяц ест морковку (зайцу дам морковку) и т.д.

Усложнение задания. Ответить на вопрос: «Кто как ест?» Образец ответа: Корова жует траву. Собака грызет кость. Кошка лакает молоко, и т.д.

  1.  Игра «Кто где спит?»

Ребенок слушает рассказ взрослого и отвечает на вопросы с опорой на картинки. «Собрались однажды вечером на лесной полянке звери (картинки лисы, белки, волка, медведя, зайца). Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку (картинка норки). Белка — в дупло (картинка дупла). Волк—в логово (картинка логова). Медведь— в берлогу (картинка берлоги). А зайчик под кустиком (картинка кустика) устроился. И все крепко уснули».

Вопросы: Где спит лисица? (Лисица спит в норке.) Где спит белка? (Белка спит в дупле.) и т.д.

26. Игра «Разложи все по местам»

Картинки: полка, ящик, ложка, миска, терка, вилка, банка, чашка, бидон, мишка, кубик, мяч, ракета, машина, домино, юла. Взрослый предлагает ребенку разложить картинки таким образом: посуду под картинкой - полка, игрушки под картинкой — ящик. Раскладывая картинки, ребенок говорит, что он делает. Например: «Мяч положу в ящик. Чашку поставлю на полку» и т.д.

27. Игра «Что для чего». Рассмотрите сюжетные картинки, где объект выполняет действие, с помощью какого-то орудия. Учите ребенка отвечать на вопрос предложением.

Например: Это Катя. У нее веник. Что Катя делает? (Катя веником подметает пол.) Это мальчик. У него лопата. Что мальчик делает? (Мальчик лопатой копает землю.) и т.д.

Усложнение задания: перед ребенком картинки: ложка, лопата, сачок, нож, ручка, щетка, веник, утюг и др. Взрослый задает вопрос: «Для чего нужна ложка?» (Ложкой едят кашу.) «Для чего нужен утюг?» (Утюгом гладят рубашку.) и т.д.

28. Игра «Загадки» Чтобы ребенку легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. Усложнение задания: выбрать отгадку из набора игрушек, предметов или картинок.

29. Игра «Собираемся на прогулку»

Перед прогулкой положите на диван (стол) одежду ребенка. Расскажите последовательность надевания одежды, ребенок может показывать соответствующий предмет одежды по ходу рассказа. Затем предложите ребенку ответить на вопросы, как он будет одеваться.

Например: я собираюсь на прогулку. Сначала я надену колготки, потом штаны и кофту. Потом надену на ноги носки и сапоги. После этого я надену шапку и повяжу на шею шарф. В самом конце я надену шубу (куртку) и варежки (перчатки). Теперь можно идти гулять. Я не замерзну, потому что надел теплую одежду и обувь.

Вопросы: что ты наденешь сначала? (Сначала я надену колготки.) Что потом? (Потом надену штаны.) и т.д.

Если у ребенка к трем годам бедный словарь, он пытается соединять слова в двухсловные фразы, но речь малопонятная с активной жестикуляцией, родителям необходима консультация невролога, отоларинголога, психиатра, логопеда, психолога. Ведь скорей всего у ребенка задержка речевого развития.

 

 

Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников с ОНР.

 

 

 

         Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления: 

1.Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

2. Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

3.Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте.  На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления наглядно - образное.  К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

       Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. 

       Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру. Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое главное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время. Я хочу познакомить вас с некоторыми играми, способствующими развитию мышления. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

1. Игра «Закончи слово». Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

2. Игра «Отгадай, что я хочу сказать».  Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-. Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет. Например: по-лет, по-лотенце, по-душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

3. Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово». Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним»:    

Яблоко, слива, огурец, груша.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, рубашка, шапка.

Береза, дуб, земляника, сосна.

Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

Хлеб, молоко, творог, сметана.

Час, минута, лето, секунда.

Ласточка, ворона, курица, сорока.

4.  Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума. Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья.

Назови слова, обозначающие домашних животных.

Назови слова, обозначающие зверей.

Назови слова, обозначающие овощи.

Назови слова, обозначающие фрукты.

Назови слова, обозначающие транспорт.

Назови слова, относящиеся к спорту.

Назови слова, обозначающие наземный транспорт. Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.

Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

5. Игра «Скажи наоборот».

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:        Веселый     –     грустный

Быстрый     –    медленный                        Пустой        –    полный Худой         –     толстый                                Умный        –    глупый        

Тяжелый     –    легкий                                 Храбрый     –    трусливый

Твердый      –    мягкий                                Шершавый  –    гладкий

6. Игра «Бывает – не бывает»Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.  

Ситуации можно предлагать разные:  Ветер качает деревья.

Папа ушел на работу.                        Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.                                Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.                                Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.                        На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.                        Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.                        Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.                        Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.                                Рыба поет песни.

7. Игра «Угадай по описанию». Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

8. Игра «Кто кем будет?». Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?». Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

9. Игра «Что внутри?». Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например: дом – стол;  шкаф – свитер;  дупло – белка; 

холодильник – кефир;  тумбочка – книжка; улей – пчелы;

кастрюля – суп;  автобус – пассажиры; больница – врачи;
нора – лиса;  корабль – матросы; магазин – покупатели.

10. Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро». Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

11. Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название»Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

12. Игра «Составление предложений». Цель. Развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных предметов. Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях можно использовать и другие слова. Ответы могут быть: - Стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»).  -   Сложными. С выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»). -    Творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

13. Игра «Поиск общего». Цель. Формирование умения находить в разрозненном материале несколько общих моментов, давать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

 Ответы могут быть стандартными («Эти вещи сделаны человеком», «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.

14. Игра «Исключение лишнего слова». Цель. Развитие способности устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо составить два слова, обозначающие предметы, в чем–либо схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющие предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками. Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как «помидор» и «солнце» круглые) и кончая самыми неожиданными.

15. Игра «Поиск аналогов». Цель. Формирование умения выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развитие способности классифицировать явления по их признакам. Игровое заданиеНазвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным аналогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой исходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают, автобус, поезд — транспортные средства).

16. Игра «Поиск «противоположных» предметов».

 Цель. Формирование способности находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами, сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному аналогу (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрыто в первом случае и открыто — во втором).

17. Игра «Поиск предметов по заданным признакам».

Цель. Формирование способности быстро находить аналоги между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключаться с одного предмета на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два-три названных педагогом предмета. Например, «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции. Например, дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

18. Игра «Поиск соединительных звеньев».

Цель. Формирование способности устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами. Игровое задание. Называются два предмета, например, лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого слова ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор — копает землю как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль. В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соединениями, соседними звеньями цепочки.

19. Игра «Способы использования предмета».

Цель. Развитие способности концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности. Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книга. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (книга может послужить основой для беседы о нравственных критериях предмета).

20. Игра «Формулирование определений».

Цель. Формирование четкости мышления, умения фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способности одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета. Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы в себя все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него попадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

21. Игра «Перечислить возможные причины».

Цель. Развитие способности при решении задачи или осмыслении какого-то явления все возможные причины, чтобы можно было приработать самые различные версии и только после этого принять решение. Игровое задание. Вы описываете какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых простых — «забыл закрыть дверь», и, заканчивая сложными — «марсиане прилетели»).

22. Игра «Сократить рассказ». Цель. Развитие концентрации внимания на сути, отсекая второстепенное. Игровое задание. Переделать содержание рассказа максимально кратко — в двух-трех предложениях, сохранить основное его содержание.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.


  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.