Движения, музыка и подготовка к школе. Музыкотерапия
Движения, музыка и подготовка к школе. Музыкотерапия
Статья

Аннотация: Телесный опыт - основа интеллекта и здоровья ребенка

Опубликовано: 14.10.2020
Н.Г. Куприна

Статья:

"Двадцать первый век - век высоких технологий, век информации и технического прогресса". Этот тезис вошел в наш быт, доминирует в нашем сознании и постепенно становится неким лозунгом, девизом, на который мы ориентируемся при воспитании своих детей. Мы стараемся как можно раньше приобщить их к этому миру знаний и прогресса. Мы озабочены тем, чтобы наши дети успели интеллектуально развиться и буквально с пеленок начали впитывать в себя побольше разнообразной информации. В этом мы видим залог их будущей успешности и устроенности в современном мире. Мы очень стараемся шагать в ногу со временем в деле воспитания собственных детей и... оказываемся несовременными и безнадежно отставшими в этом вопросе от своего века.

Давайте вспомним залы музеев и изображения детей на живописных полотнах мастеров прошлого. Нас умиляют маленькие фигурки, разодетые в точности как взрослые, но при этом вызывают и некоторый диссонанс: безнадежно устарело представление о ребенке как о маленьком взрослом. Двадцатый век открыл мир детства, утвердил представление о детстве как самоценном и уникальном периоде в жизни человека. Сегодня мы уже в XXI веке, и современная наука продвинулась далеко в понимании мира детства, его специфических законов. Но мы сами, став заботливыми родителями, не осознаем, что все так же, по старинке, пытаемся "одеть во взрослые одежды" наших детей, заставить их мыслить и развиваться по законам взрослого мира.

Яркий пример - принесение в жертву ранней интеллектуализации физического развития ребенка, его эмоционально-двигательного опыта. Врачи бьют тревогу, говоря, что у современных детей ослаблено здоровье. Конечно, в снижении уровня психосоматического здоровья наших детей повинны прежде всего неблагополучие в экологической и социальной сфере, особенно в условиях современного города. Но зачастую именно стремление родителей к раннему интеллектуальному развитию ребенка приводит к подавлению его естественной двигательной активности, что отрицательно сказывается на формировании нервной системы и в целом на развитии здоровья ребенка.

Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Психическая структура телесности - единственная структура психики, которая полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей различных навыков и представлений. Более того, иногда опора на эти психические структуры оказывается бесполезной, а в худшем случае - противоестественной и вредной.

Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым действием", связаться с двигательным, телесным опытом. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий, через их многократное повторение, к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный - охватывает все дошкольное детство.

Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная "пружина", заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.

В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Поистине, психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.

Движения, музыка... и подготовка к школе

Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.

Огромный терапевтический и развивающий потенциал музыки связан с удовольствием, которое получают дети от телесного выражения эмоциональных переживаний. Голосовое и двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития эмоционально-телесного опыта ребенка и его личности в целом. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств. Для ребятишек пяти - семи лет это очень важно. Дети этого возраста - и девочки и мальчики - отличаются особой впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение. Разнообразие переживаний необходимо в этом возрасте. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа детства вступает в противоречие с нашими взрослыми представлениями о правилах поведения. Нас раздражает излишне шумная детская возня, громкий плач или хохот. "Ведите себя прилично", "не шумите", "не стучите", "не кричите" - эти и подобные реплики взрослых постоянно сопровождают детские игры. Даже если детская возня не мешает лично нам, она обязательно мешает кому-нибудь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их. Следствием эмоциональных зажимов у детей становятся неврозы, вспышки агрессивности, неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а в дальнейшем - неумение строить отношения с окружающими.

Дети не могут вести себя так, как взрослые. И хотя характерной чертой возраста пять - семь лет считается утеря непосредственности, все еще слишком мал жизненный опыт ребенка, чтобы он мог вести себя в соответствии с требованиями взрослых, их пониманием "хорошо" и "плохо". И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как эффективное средство эмоционального развития детей в рамках, соответствующих культурным нормам поведения. Музыкальные двигательные игры могут стать настоящей "школой чувств" для ребенка. Движение под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить ее в телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и тем самым присвоить ее, сделать личностным достоянием.

Голосовое звучание человека также является показателем его эмоционального состояния. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого в связи с его различными состояниями в разных жизненных обстоятельствах, - это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Голосовое звучание, выразительное интонирование, как и движение, являются эффективным средством регуляции и развития эмоциональной сферы ребенка.

С подобными проблемами сталкивались и наши предки, вырабатывая определенные средства психорегуляции с помощью практического музицирования. Песня, танец, игровое действо позволяли выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения люди умели воздействовать на собственный организм, "налаживать" его, возвращать утраченное здоровье. Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского народа - это настоящее "дидактическое пособие" по игровому взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и терапии через пение и движение.

Да, возразите вы, но современный ребенок живет в совершенно ином социальном контексте. Уходит в прошлое детский фольклор. Печально, что вместе с ним уходит традиция игрового общения ребенка с взрослыми. Темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с детьми, а потеря традиций ведет к потере навыков игровой терапии. А ведь так хочется, чтобы ребенок смог сбрасывать накопившуюся за неделю усталость, почувствовать себя защищенным, любимым, чтобы он мог поделиться своими знаниями и умениями, ощутить себя значимым. Что тут можно поделать?

Прежде всего, понять, что музыка - ваш союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе, и к будущей жизни в целом. С помощью музыкального движения можно:

- организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна);

- укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;

- развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.;

- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

- развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения.

Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.

Музыкальные двигательные игры-диалоги

Пожалуй, самое важное в этот период - укрепление доверия между родителями и малышом. Если ребенок доверяет маме и папе, ему легче говорить о своих трудностях, делиться своими переживаниями, в то же время ребенок, не испытывающий недоверия к взрослым, более успешен в освоении учебных действий и понятий, легче адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и ровесниками.

Время перед школой - возможность укрепить взаимопонимание между старшими и младшими членами семьи. Лучший способ - такое времяпрепровождение, которое доставит удовольствие и тем и другим.

А потому начнем с игр, в которые можно играть вдвоем с ребенком, - с двигательных диалогов-импровизаций в паре. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Оба участника в процессе игры или ее повторения должны побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции в аудиозаписи. Необходимо подбирать их в соответствии с игровым образом и с тем состоянием, в которое взрослый хочет погрузить своего маленького партнера по игре (спокойствие, умиротворенность или энергичность, активность и т. д.).

"Тряпичная кукла". Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу - мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй - играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей "кукле".

В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для "куклы", "задать тон". Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с "куклой", продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь "кукла" должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с "куклой", подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.

"Водитель машины". Один из играющих встает впереди с закрытыми глазами, изображая согнутыми в локтях и сцепленными руками бампер машины. Второй управляет им сзади, изображая водителя машины. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаза, проверяя, правильно ли ведет "водитель", то есть полностью довериться своему партнеру по игре. "Водитель" же должен вести свою "машину" аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская "аварий". Музыкальное сопровождение может настраивать "водителя" на заботливый, бережный лад, а может и провоцировать "крутые виражи" и рискованные "маневры". Важно, чтобы ситуация у "водителя" была под контролем и "машина" оказалась в целости и сохранности. В процессе игры партнеры меняются ролями.

"Бабочка и ветерок". Один из играющих - "бабочка", другой - "ветерок". "Ветерок" протягивает "бабочке" руки ладошками вверх. "Бабочка" слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором "ветерок" управляет руками-"крылышками" "бабочки". В процессе танца партнеры меняются ролями ("бабочка" открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

"Зеркало". Один из играющих - "зеркало", а другой - "дама" или "кавалер", собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). "Зеркало" должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается "нарисовать" звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения под музыку - рисует ее, а взрослый - "зеркало" воспроизводит движения. При этом руки "художника", воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего "зеркального отражения", хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются ролями ("теперь ты - зеркало").

Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае "зеркалу" нужно боковым зрением наблюдать за партнером, предугадывая его движения, а "художнику", рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные шарики, цветы и т. д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ, делать его наглядным и тем самым стимулировать двигательное фантазирование.

"Вопрос - ответ". Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами "задает вопросы", а другой таким же способом на них отвечает. Каждый "ответ" начинается с движения, которым закончился "вопрос". Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы - сигнал смены солиста.

"Точка, точка, запятая". Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию.

"Магниты". Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся "магниты": теннисные мячики, брусочки, кубики и т. п. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить "магниты" и чувствовать их "притяжение", то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.

В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия, сопереживание партеру по игре, умение определять эмоции другого, подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению. Эмпатия - важное качество, необходимое в общении. Проявляя эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что понимаем его состояние и тем самым устанавливаем с ним активную обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за выражением его лица, позой, жестами, интонацией. Этот навык вырабатывается в играх-диалогах, играх-"зеркалах", условием которых является точное копирование позы партнеров. Яркий в эмоциональном отношении, интересный для детей музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в процесс внимательного наблюдения за позой партнера по игровому общению, подстраивания к его жестам, пластике, проникновения в его эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе копирования движений.

Музыкотерапия в движении

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Родителям совершенно необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать телесную пластику с музыкальным звучанием.

Такие совместные игры-импровизации направлены прежде всего на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения, портить игру тренажом и проработкой деталей задуманной взрослым пластической композиции. Свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.

Вспомним летние кафе с "живой музыкой", куда молодые родители часто приходят по вечерам вместе с детьми. На этих почти семейных дискотеках танцуют все вместе - и взрослые и дети. Взрослых умиляет, как ребятишки копируют их движения. А дети счастливы, отплясывая вместе с мамами и папами в общем кругу. Это замечательная традиция двигательного общения детей и взрослых, которая рождается на наших глазах. Стоит ее всячески поддерживать и культивировать среди молодых родителей, не забывать об этом способе общения со своими детьми и на домашних праздниках и торжествах.

А в ситуации будней такие двигательно-музыкальные игры можно проводить с ребенком как музыкальные паузы в процессе каких-либо занятий или как зарядки, "разминки", "согревалки". Играя с ребенком в паре, взрослый может уделить внимание особенно важным с точки зрения музыкальной терапии моментам организации двигательных импровизаций.

Взрослому следует своими действиями побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Поскольку взрослый является ведущим в игре, он может продемонстрировать ребенку приемы освоения пространства, подключив выдумку, юмор и находчивость. Например, он может неожиданно сменить движение вперед на "задний ход", в конце музыкальной фразы присесть на стул, "запутать" движение в центре комнаты частыми переходами в разные ее концы и т. д. Конечно же, эти действия должны соответствовать характеру музыки, превращаться в выразительные эпизоды или мини-сюжеты. Дети же воспринимают подобные действия как забавные игровые ситуации, активизирующие их внимание и реакцию.

Следует развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно ее воплощать. Достигнуть этого также можно с помощью игровых приемов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев. Значимым для выработки способности к телесному воплощению музыкального метра является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов - хлопков, щелчков, притопов в такт музыке.

Слаженные, ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического остинато (от итал. ostinato - многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот) - вспомните всемирно известный "Танец маленьких утят". В традиционной культуре коллективное выстраивание единого темпа и ритма в пении и движении с помощью остинато используется как оптимальная структура для энергообмена всех участвующих в действе. Подобный энергообмен имеет направленный психологический эффект, это либо своеобразная терапия, либо внушение всем присутствующим определенных состояний, соответствующих ситуации. Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.

Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объемности музыкального звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством.

В музыкальной педагогике названием "музыкальная пластика" часто заменяют название "музыкально-ритмическое движение". В нашем сознании понятие пластичности движений рук и тела человека связано с представлением о мягкости, закругленности, "музыкальности" движений. Мягкие, пластичные движения рук и тела человека не случайно вызывают музыкальные ассоциации. Музыкальные звуки и интонации длятся во времени, развертываются в пространстве и заполняют его собой. Телесное воплощение этого особого качества музыкальной ткани - протяженности и объема - возможно именно с помощью пластичных, то есть мягких, гибких, выразительно округлых, перетекающих движений. Даже резкие акценты и четкие ритмы музыки в процессе ее телесного воплощения подвергаются своеобразной пластичной "корректировке", поскольку они существуют в объемном, наполненном звуковом пространстве-времени. Музыкальная пластика - это адекватная музыкальным интонациям выразительность тела, специфическая мягкость, округлость движений, связанная с качеством музыкального звучания - его объемностью и способностью длиться во времени и пространстве.

Развитие пластичности, музыкальности движений способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка. Здесь также могут помочь игровые приемы. Звуки и музыкальные фразы можно "передавать" друг другу, "отправлять" их по воздуху своим партнерам, как воображаемые воздушные шары, "гладить" звуки руками, "сдувать" их, совершать плавные, широкие, раскачивающиеся движения и т. д. С помощью широких потягивающих движений всем телом, равномерных вдохов и выдохов, плавных волнообразных движений руками развивается умение управлять своим телом, расслаблять его, снимать зажимы и напряжение, переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению, что является необходимым для ощущения эмоционального благополучия.

Двигательное творчество детей на домашнем празднике

В играх - двигательных импровизациях под музыку может принимать участие и большее количество детей и взрослых. Такие игры могут перерасти в домашние концерты или домашние драматизации сказок. Это тоже прекрасная традиция игрового общения взрослых и детей, которую стоит поддерживать в своей семье и вовлекать в нее семьи своих друзей. Родители могут проявлять собственное творчество в поисках композиционных приемов для организации игр-импровизаций с детьми.

Необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Поэтому необходимо ввести в игру дополнительные правила.

1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь. "Очередь" легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Общий круг может трансформироваться в несколько маленьких кружков, квадратиков, треугольников, в движение змейкой и т. д.

2. Любые действия, предложенные ведущим, принимаются без обсуждения и в точности повторяются всеми. Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Взрослый, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль "дирижера" и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации. Например, взрослый в своем варианте повтора движений может шутливо обыграть топтание незадачливого ведущего на месте и жестом, мимикой дать понять всем, что такой вариант тоже возможен.

3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия. Это правило легко выполнимо на начальных стадиях включения детей в подобные игры, когда дети еще не привыкли быть в роли ведущего, стесняются и стараются быстрее передать эту роль следующему. В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях нужно изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

4. В игре принимают участие все присутствующие на детском празднике: и дети и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть разделения на исполнителей и зрителей. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действа. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет самостоятельным смыслом сам процесс его участия в танце-игре. К тому же дети будут иметь возможность игрового общения не только со сверстниками, но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми, что ценно с точки зрения развития коммуникативных навыков.

Для пластических импровизаций детей необходимы импульсы-мотивации - интригующие, захватывающие воображение ребенка игровые сюжеты. Удачно подобранное музыкальное сопровождение к игре, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в движении.

Приведем в пример несколько игр, направленных на коллективное музыкально-двигательное творчество детей.

"Тропинка". В начале игры задается эмоционально-образная ситуация: "Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идет впереди, - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а те, кто идут за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет, он уйдет назад и передаст роль ведущего следующему за ним".

В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение "по извилистой тропинке", то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом.

"Водоросли". Играющие представляют себя в гостях у Морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль "ведущей водоросли" передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди - по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку можно обыграть, введя в игру фигуру Морского царя. Морской царь (взрослый или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. "Водоросли", которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка дисциплинированные "водоросли" могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцует Морской царь вместе с проигравшими "водорослями").

Аналогичным способом могут быть организованы игры с эмоционально-образными перевоплощениями на самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д.

"Волшебный сад". Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий (взрослый или кто-либо из детей по собственному желанию) "оживляет" цветы "волшебной палочкой". Цветы "распускаются", качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и "волшебником" - ведущим в соответствии со звучащей музыкой. В завершении пьесы "цветы" должны снова закрыться в бутоны.

"Старинный танец". Назначаются два ведущих (как правило, взрослый или ребенок, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга спиной друг к другу. С началом музыкального звучания ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Зрители выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.

"Веселая четверка". Четыре человека встают, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего. С началом звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего, и танец продолжается.

В танце может принимать участие три человека (или пять), тогда это будет фигура треугольника (пятиугольника), а танец - с названием "веселая тройка" ("веселая пятерка"). Если детей много, то "троек" или "четверок" может быть несколько.

"Танец с платками". Играющие стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания каждый начинает играть со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Необходимо дать время играющим поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем участники игры встают в круг. Музыка начинает звучать с самого начала. Каждый по очереди выходит в центр круга и становится ведущим, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют движения ведущего.

Вместо платка в руках у играющих могут быть другие предметы, соответствующие музыкальному образу.

"Мышки на зарядке". Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Взрослый рассказывает детям сказку про дружную мышиную семью, которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку. Детям предлагается вспомнить, какие движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы маленькие мышки.

Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передается каждому по очереди - по кругу.

"Игра со стульчиками". Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стулом ведущего (это можно сделать с помощью считалки). Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая детская песенка с контрастными запевом и припевом (например, всем известные "Чунга-Чанга" или "Улыбка").

Первая часть танца-игры (куплет) связана с импровизацией жестов и поз ребенка, оказавшегося на стуле ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы:

Чунга-чанга, синий небосвод.
Чунга-чанга, лето круглый год.

Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.

Во второй части (припев) характер музыки меняется: она становится подвижной и веселой. Дети бегают под музыку в кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул. Звучит музыка первой части, и ребенок, севший на стул ведущего, показывает движения. Игра повторяется.

"Считалочка". Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга - ведущий. Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка, лучше, если с контрастными по темпу запевом и припевом. На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей (указывая на каждого, как в игре в считалочку). Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчет, к концу которого ведущий опять меняется.

"Космонавты". Дети стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга - открытый космос.

Музыкальным сопровождением может быть любое произведение, связанное с образами космоса (музыка к мультфильмам или кинофильмам, эстрадные композиции, произведения современного авангарда с яркими звуковыми спецэффектами). В процессе звучания музыки дети могут выходить в "открытый космос" - в центр круга, двигаясь с закрытыми глазами. Выходя из круга, ребенок должен сомкнуть за спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг.

Находясь в открытом "космосе", ребенок может кого-нибудь встретить. При этом нужно постараться осторожно обойти "неизвестный объект". Из "открытого космоса" можно вернуться на "корабль" - снова встать в круг, можно вообще не выходить в "космос" и стоять все время на месте, можно выходить несколько раз.
Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками. В этом случае для того, чтобы выйти в "открытый космос", понадобится смелость и решительность.

Развитие навыков общения в музыкальных двигательных играх

В играх - двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большой степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Проведенные психологические исследования говорят о том, что слова занимают в общении лишь 7 процентов, на интонацию речи приходится 38 процентов, на жесты, мимику, моторику человеческого тела - 55 процентов.

Невербальное общение связано с деятельностью правого полушария головного мозга человека. Правое полушарие, отвечающее за целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, эмоциональный фон и интуицию, предрасположено к синтезу. Оно создает возможность одномоментного "схватывания" взаимосвязи различных свойств объекта, позволяет увидеть его сразу в нескольких смысловых плоскостях. Импульсы, возникающие в правом полушарии, реализуются через сокращения или расслабления различных групп мышц (в том числе и мышц голосовых связок). Таким образом, наши жесты, интонации, мимика - телесное, наглядное проявление эмоций и мыслей, часто более настоящие, чем произносимые слова. Они создают яркий личностный образ, свидетельствуют о самочувствии человека, его искренности в общении.

Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации - исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Музыкальные двигательные игры-импровизации являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

Проблема развития навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Любопытно, что еще лет десять назад об этой проблеме никто и не упоминал. Сегодня заголовки педагогических журналов пестрят названиями с подобной тематикой. И дело здесь не только в новых педагогических тенденциях.

Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети старшего дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминогенная обстановка, недоступная для многих плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. "Домашние" дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Это новая проблема, появившаяся сравнительно недавно в психологии периода детства.

Музыка тесно связана с моторно-мышечными ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкальная игровая деятельность может быть направлена на развитие социальных качеств детей. Игровой потенциал музыкальной деятельности может быть использован для развития навыков невербального общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Так, в качестве своеобразных тренингов-упражнений по развитию навыков общения у детей можно рассматривать народные танцы. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное, определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Многие детские фольклорные игры построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.

Ярким примером такого рода является детский танец "Лавата" (в свое время очень популярная игра-танец в пионерских лагерях).

В припеве дети ходят по кругу взявшись за руки и напевают:

Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та -
Танец веселый наш, это Лавата.

Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: "У меня ушки хороши, а у соседа лучше!" В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое "задание", и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т. д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров.

Во многих играх участники воспринимаются неким "единым телом", где каждый выступает продолжением другого и неотъемлемой частью общего. Например, в игре "Путаница" дети встают в круг держась за руки и, не разнимая рук, начинают различные перемещения, запутывающие начальную фигуру. Потом так же, не разнимая рук, нужно "распутаться".

Аналогичным образом построены многие народные танцы. Например, веселая танцевальная мелодия может послужить для организации "Танцевального квартета". Дети стоят в парах друг за другом по кругу четверками. В каждой четверке дети держатся за руки: одной рукой внутри в паре и другой рукой снаружи между парами.

На первую фразу четверки двигаются по кругу по часовой стрелке в такт музыке. На вторую фразу задняя пара в четверке поднимает руки, образуя "воротца", и пропускает в них на свое место первую пару. При этом задняя пара, оказавшаяся теперь впереди, перекручивается, не выпуская рук друг друга, чтобы оказаться в исходном положении.

Такого рода танцы могут послужить ориентиром в создании музыкальных игр на развитие у детей культуры тактильных взаимодействий, формирование доброжелательного отношения к окружающим. Ритмика музыкального произведения подскажет прием тактильного взаимодействия детей, характер движения, игровой сюжет.

Быструю танцевальную музыку можно использовать для веселой игры, в которой дети выполняют ритмичные движения. В такт музыке дети вслед за взрослым похлопывают себя, а затем и соседей по плечам, бокам, ногам и т. д. Затем похлопывания упорядочиваются. Направление движения идет по четырем точкам: голова - плечи - бедра - лодыжки. Сначала количество прикосновений к каждой точке равно восьми, в следующем повторении четырем, затем двум и, наконец, одному разу. Это веселое упражнение направлено не только на тактильное взаимодействие, но и на развитие координации движений.

Медленная, спокойная музыка может стать основой для игры в "Колыбельную". В начале игры дети вместе со взрослым сидят на полу (на коврике). Затем взрослый (ведущий игры) укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спинке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, гладят выбранного в "солисты" ребенка. Постепенно ведущий укладывает еще нескольких детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями. В ласковых, поглаживающих прикосновениях дети обретают опыт бережных, заботливых действий по отношению друг к другу.

В культуре разных народов существуют танцы со сменой партнеров. Они могут быть рассмотрены как эффективное упражнение, тренирующее у ребенка легкость вступления в контакт с другими детьми.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые "звезды", "пренебрегаемые" и "изолированные". Причины такого разделения бывают разными. Следствие - осуществление неполноценного социального развития. Дети с высокой популярностью, "звезды", могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. "Пренебрегаемые" и "изолированные" испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчужденными, эгоцентричными.

Танцы-игры со сменой партнеров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Ребенок с заниженной самооценкой в таких танцах чувствует себя полноправным членом коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать "тихонями" и "задирами", открывает для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

На детском празднике можно организовать несложные танцы со сменой партнеров. Приведем несколько примеров на знакомые всем мелодии.

"Светит месяц". Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу, и держатся "лодочкой".

"Светит месяц, светит ясный" - четыре приставных шага вправо с притопом в конце фразы.
"Светит полная луна" - четыре приставных шага влево с притопом в конце фразы.
"Осветила путь-дорожку" - обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.
"Мне до Сашина двора" - дети внешнего круга машут партнеру рукой и с поворотом вокруг себя переходят к другому партнеру по линии танца (дети во внутреннем кругу остаются на месте).

Танец повторяется несколько раз по количеству куплетов.

"Кадриль"

И.П.: дети стоят в парах по кругу лицом друг к другу. Держатся за руки в паре, образуя "лодочку" ("нос" лодочки направлен в центр круга).

Первая фраза ("Когда-то россияне"): пары в такт музыке двигаются в центр круга. Вторая фраза ("Маруси, Тани, Вани"): пары двигаются на исходную позицию. Третья и четвертая фразы ("Танцуя на гулянье, открыли новый стиль"): движения повторяются. На слова: "Окончена работа, опять пришла суббота" - партнеры обходят друг друга, опуская и поднимая согнутые в локтях руки. "И нам с тобой охота" - держась за руки, делают шаг друг к другу и шаг друг от друга; "Кадриль потанцевать" - меняются партнерами. Далее фигуры танца повторяются.

Не только народные танцы, но и весь детский фольклор можно рассматривать как коммуникативные игры-тренинги. Детский игровой фольклор является уникальным средством социального воспитания ребенка, поскольку фольклор учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, "болеть" за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство локтя, а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

К сожалению, многие фольклорные игры теряют привлекательность для современных детей, хотя и широко внедряются в детском саду. Под руководством воспитателя дети играют в них охотно, но за стены садика не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы.

Почему бы на домашнем празднике не поиграть с детьми в старые добрые фольклорные игры? Они помогут упорядочить энергию и праздничное возбуждение собравшихся детей, направить их в мирное русло.

Существует множество фольклорных детских игр, включающих подпевание, речевое комментирование действий, различные возгласы, выкрики. Это игры -"ловишки", догонялки, командные игры-соревнования. Все они сопровождаются детским визгом и смехом - голосовым выражением переживания игрового микростресса. Громкие возгласы, сопровождающие энергичные движения, снимают голосовые зажимы, приводят к раскрепощению, к естественным формам поведения, помогают регулировать свое состояние через движение и звук.

"Челночек". Дети делятся на две команды и встают в две шеренги, лицом друг к другу, руками образуя "воротца". С началом звучания быстрой, веселой музыки первый ребенок в шеренге "челночком" пробегает через все "воротца". Когда он достигает конца шеренги, двигаться в том же порядке начинает следующий. Выигрывает команда, которая быстрее закончит перемещения.

"Паровозик". Дети делятся на две команды и встают в две шеренги, лицом друг к другу. С началом звучания быстрой, веселой музыки первый ребенок обегает всю шеренгу, возвращается на место и продолжает движение, но уже с прицепившимся сзади "вагончиком" - следующим ребенком. "Паровозик" огибает уменьшающуюся шеренгу несколько раз, пока не подцепит все "вагончики". Выигрывает команда, которая быстрее соберет весь "поезд".

"Неумоя". Дети сидят на корточках по кругу и поют песенку, хлопая ладошками в такт музыке:

На моей на лавке все сидят ребятки.
Одна - кукомоя, Лиза неумоя.
За ей ходит купчик - миленький голубчик,
Говорит: "Не бойся, Лизонька, умойся!"

В центре круга - "неумоя". Она (или он - имя можно менять по ходу игры) потягивается, зевает, потирает глаза. Войти в образ ей помогает музыкальное сопровождение, звучащее в медленном темпе. "Купчик" находится за кругом и двигается по часовой стрелке.

С последней фразой дети встают и, взявшись за руки, поднимают "воротца". Под музыку в быстром темпе "купчик" ловит "неумою", которая убегает от него через "воротца". Дети подбадривают их громкими возгласами.

Поймав "неумою", "купчик" заставляет ее "умываться" (грозит пальцем или топает ногой). Эта часть игры связана с музыкальным сопровождением в умеренном темпе, с ровным ритмическим рисунком. "Неумоя" исправляется и вслед за ведущим (им может быть взрослый) вместе со всеми детьми делает упражнения пальцевого "душа". Пальцевый "душ" - массаж лица: легкое постукивание подушечками пальцев по лицу, усиливающее кровообращение, а также оказывающее успокаивающее, расслабляющее действие. Массаж проводится в следующих направлениях: от середины лба к ушам и обратно; от подбородка к ушам и обратно; от ушей к носу; вокруг глаз.

Многие детские игры и танцы сопровождаются словами. Кульминационные моменты текста отмечены, как правило, громкими восклицаниями: "У-у-ух!", "Раз, два, три!" и т. п. С помощью таких восклицаний сбрасывается напряжение, выплескиваются избыточные эмоции, интонации голоса становятся более выразительными и естественными.

"Буги-вуги"

И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Танец сопровождается пением и действиями, описанными в словах:

Руку правую вперед,
А потом ее назад,
А потом опять вперед
И немного потрясти. -
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге,
Поворачиваем в круге и поем

"Буги-вуги, о кей!   /Взявшись за руки, идут в центр круга./
Буги-вуги, о кей!    /Возвращаются в И. П./
Буги-вуги, о кей!"   /Взявшись за руки, идут в центр круга./
Мы танцуем буги-вуги и поем!" /Возвращаются в И. П./

Для взрослого, организующего игру с детьми, выразительные, эмоционально окрашенные интонации их голосов будут показателем комфортности эмоционального состояния, отсутствия внутреннего конфликта и агрессивности по отношению к другим.


  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.